Выступление Андреечева И.С. на семинаре-совещании 21.01.2016 года

Разъяснения некоторых положений Типового порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования (далее – Типовой порядок), разработанного правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

 I. Общие положения

 1. Федеральным законом от 03 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 03 февраля 2015 года № 8-ФЗ) в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) внесены дополнительные изменения, которыми введен новый способ избрания на должность главы муниципального образования, ранее не предусмотренный Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Предложенный способ замещения должности главы муниципального образования предусматривает избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (изменения в абзаце семнадцатом части 1 статьи 2, пункте 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Так, согласно абзацу семнадцатому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции Федерального закон от 03 февраля 2015 года № 8-ФЗ) выборным должностным лицом является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ закрепляют факт избрания главы муниципального образования, а не назначения представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не является
«сити-менеджером», в силу того, что является выборным должностным лицом, не является наемным работником и с ним не заключается контракт.

Главу муниципального образования нельзя также именовать «глава администрации муниципального образования». В силу положений, закрепленных в  статье 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, статье 1.2 областного закона от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (далее - областной закон от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ), глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Срок полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, составляет пять лет (пункт 2 статьи 1.4 областного закона от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ).

При этом следует учесть, что срок полномочий главы муниципального образования не увязан со сроком полномочий представительного органа муниципального образования.

Отправной точкой для принятия представительным органом муниципального образования Архангельской области решения о назначении конкурса является прекращение срока, на который был избран глава муниципального образования.

День окончания срока, на который был избран глава муниципального образования, определяется в соответствии со статями 8, 10, 81.1  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Вместе с тем положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регулируют общественные отношения, связанные с проведением выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно позиции Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее – Комитет) избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не является выборами, в связи с чем нормы Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ к указанной процедуре не применяются.

По мнению Комитета следует учитывать, что федеральным законодательством формирование органов местного самоуправления в целом направлено на их синхронизацию.

На основании пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Полномочия главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, прекращаются в день вступления в должность главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Основная цель данного требования – обеспечение преемственности и непрерывности деятельности главы муниципального образования.

Таким образом, представительный орган муниципального образования Архангельской области должен принять решение о назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования
за 90 календарных дней до истечения срока полномочий главы муниципального образования, начавшегося со дня принятия присяги.

3. В Типовом порядке не установлены какие-либо квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам для замещения должности главы муниципального образования.

Согласно абзацам 17 и 19 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления и является лицом, замещающим муниципальную должность.

В настоящее время законодательством Российской Федерации, законодательством Архангельской области квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам для замещения должности главы муниципального образования, не установлены.

На основании части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

Целью проведения конкурса является отбор наиболее подготовленных с точки зрения профессиональных знаний и навыков лиц, способных по своим личным и деловым качествам осуществлять руководство муниципальным образованием.

Гражданам должен быть обеспечен равный доступ к участию в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования.

Исходя из изложенного в решении представительного органа муниципального образования, устанавливающий порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, не могут быть установлены какие-либо квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам для замещения должности главы муниципального образования.

4. Глава VII Типового порядка регулирует порядок избрания главы муниципального образования.

Указанная процедура может быть включена как в само решение представительного органа муниципального образования, регулирующее порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования (далее – решение), или закреплена в качестве отдельного положения в регламенте представительного органа муниципального образования Архангельской области (далее – регламент).

Включение положений, закрепленных в разделе VII Типового порядка, в решение не требует уточненного наименования.

В случае урегулирования процедуры избрания главы муниципального образования в регламенте, дублирование процедуры в решении не требуется.

Так, регламент может быть дополнен статьей следующего содержания:

«Особенности проведения голосования по избранию главы муниципального образования муниципального образования «N-ское»[1].

1. Избрание главы муниципального образования «N-ское» осуществляется Собранием депутатов муниципального образования «N-ское»[2] по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования (далее – конкурс).

2. Рассмотрение кандидата (кандидатов), представленных конкурсной комиссией в Собрание депутатов для назначения на должность главы муниципального образования, проводится на сессии Собрания депутатов не позднее 30 календарных дней со дня завершения конкурса.

Проект решения Собрания депутатов об избрании главы муниципального образования «N-ское» вносится на рассмотрение Собрания депутатов председателем Собрания депутатов.

3. Глава муниципального образования «N-ское» избирается на сессии Собрания депутатов открытым голосованием.

4. На сессии Собрания депутатов председатель конкурсной комиссии или его заместитель докладывает о результатах конкурса.

Председательствующий на сессии Собрания депутатов предоставляет кандидатам, отобранным конкурсной комиссией, слово для выступления с докладами по программе развития муниципального образования «N-ское» не более десяти минут.

По окончании выступления кандидату могут быть заданы вопросы по теме доклада.

После заслушивания всех докладов депутаты Собрания депутатов переходят к обсуждению кандидатов.

5. В случае если конкурсная комиссия представила два и более кандидата для избрания Собрания депутатов на должность главы муниципального образования «N-ское», то проводится рейтинговое голосование по предложенным кандидатурам.

По итогам рейтингового голосования производится отбор кандидатуры, получившей наибольшее по отношению к остальным число голосов депутатов, поданных «за». При этом голосование «против» и «воздержался» не проводится. Каждый из депутатов Собрания депутатов вправе голосовать «за» или не голосовать по всем предлагаемым вариантам кандидатур.

Если после проведения рейтингового голосования кандидаты набрали одинаковое число голосов, проводится повторное рейтинговое голосование.

После отбора кандидата в ходе рейтингового голосования избранным главой муниципального образования «N-ское» считается кандидат, за которого проголосовало большинство голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов.

Решение Собрания депутатов об избрании главы муниципального образования «N-ское» вступает в силу после его официального опубликования.

6. Решение Собрания депутатов об избрании главы муниципального образования «N-ское» направляется:

в администрацию муниципального образования «N-ское», муниципального района;

Губернатору Архангельской области и в Архангельское областное Собрание депутатов[3].».

 

II. Формирование конкурсной комиссии

 

1. Пункт 3.1 Типового порядка предусматривает четное количество членов конкурсной комиссии. Оптимальное количество членов конкурсной комиссии – 6-8 человек (например, в муниципальных образованиях «Онежский муниципальный район», «Город Архангельск» количество членов конкурсной комиссии составляло 8 человек, в муниципальном образовании «Мезенский муниципальный район»- 6 человек).

Необходимость четного количества членов конкурсной комиссии вызвана тем фактом, что в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьей 1.3 областного закона от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» в поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, а другая половина - главой соответствующего муниципального района.

В муниципальном районе, городском округе половина членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы муниципального района, городского округа назначается представительным органом соответствующего муниципального района, городского округа, а другая половина - Губернатором Архангельской области.

В случае если уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения, и в таком поселении местная администрация не образуется, при формировании конкурсной комиссии на замещение должности главы муниципального района одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - Губернатором Архангельской области.

Главам муниципальных районов Архангельской области рекомендуется включать в состав конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского и сельского поселения Архангельской области депутатов представительного органа муниципального района, представителей общественных палат (советов) муниципального района Архангельской области, общественных объединений или иных негосударственных некоммерческих организаций.

 

2. Согласно пункту 3.4 Типового порядка правом выдвижения кандидатур для назначения представительного органа муниципального образования в состав конкурсной комиссии обладает группа депутатов представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети депутатов представительного органа муниципального образования.

Цель данного требования – достижение компромисса между депутатским корпусом по назначению членов комиссии от представительного органа муниципального образования.

 

3. На основании пункта 3.11 Типового порядка председатель и заместитель председателя конкурсной комиссии избираются открытым голосованием на первом заседании конкурсной комиссии из числа членов конкурсной комиссии.

Основными целями указанного требования являются:

1) своевременное начало работы конкурсной комиссии

2) личная незаинтересованность указанных лиц по отношению к кандидатам.

4. Основным принципом работы конкурсной комиссии является принцип саморегулирования, то есть конкурсная комиссия в рамках законодательства Российской Федерации и Архангельской области самостоятельно осуществляет свою деятельность.

 

III. Процедуры проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования

 

Представительные органы муниципальных образований Архангельской области, администрации муниципальных образований Архангельской области должны обеспечить:

открытость и прозрачность конкурсных процедур;

информирование населения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, назначения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, сведений о кандидатах, претендующих на должность главы муниципального образования, решениях конкурсных комиссий.

 

1. Согласно пункту 2.1 Типового порядка представительный орган муниципального образования Архангельской области принимает решение о назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования (далее – конкурс) за 90 календарных дней до окончания срока, на который был избран глава муниципального образования.

В указанный срок (90 календарных дней) включаются следующие процессуальные действия:

1) официальное опубликование решения о назначении конкурса в сроки и в порядке, установленные уставом муниципального образования, для официального опубликования нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, а также размещение на официальном сайте администрации муниципального образования (примерно 10 дней);

2) опубликование объявления о проведении конкурса в средстве массовой информации, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, а также размещение на официальном сайте администрации муниципального образования (в течение семи календарных дней со дня принятия решения о назначении конкурса);

3) предоставление кандидатами, изъявившими желание участвовать в конкурсе (далее – кандидат), в конкурсную комиссию документов, закрепленных в пункте 4.1, 4.2 Типового порядка (21 календарный день со дня опубликования решения представительного органа муниципального образования о назначении конкурса);

4) проверка полноты, достоверности сведений, представленных кандидатами, и правильности оформления документов, представленных кандидатами (примерно 14 дней);

5) созыв конкурсной комиссии, направление протокола по итогам заседания конкурсной комиссии в представительный орган муниципального образования;

6) созыв сессии представительного органа муниципального образования для рассмотрения кандидата (кандидатов), представленных конкурсной комиссией, для избрания на должность главы муниципального образования (не позднее 30 календарных дней со дня завершения конкурса).

Несоблюдение (значительное сокращение срока), установленного в пункте 2.1 Типового порядка, будет являться бездействием представительного органа муниципального образования и влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

 

2. В пункте 4.11 Типового порядка закреплено, что кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае наличия обстоятельств, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; наличия вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока.

Указанные требования содержатся в положениях Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и распространяют свое действие на общественные отношения, связанные с порядком избрания главы муниципального образования посредством проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

На основании пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3. В пункте 4.1 Типового порядка закреплен перечень документов, который кандидат, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию.

Перечень документов, закрепленный в пункте 4.1 Типового порядка идентичен перечню документов, закрепленного в пункте 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112 (за исключением предоставления кандидатом программы по развитию муниципального образования).

 

4. В соответствии с пунктом 4.1 Типового порядка кандидат представляет в конкурсную комиссию, в том числе следующие документы:

согласие на прохождение процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации
от 06 февраля 2010 года № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (далее – Инструкция).

Данные документы необходимо будет предоставлять только в том случае, если глава муниципального образования будет работать со сведениями, составляющими государственную тайну. Если ранее в муниципальном образовании у главы муниципального образования не было оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и в дальнейшем такой допуск не планируется, то данные документы в конкурсную комиссию кандидатом не предоставляются.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1
«О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона о государственной тайне, пунктом 3 Инструкции доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну.

Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме (пункт 6 Инструкции).

Согласно статье 21 Закона о государственной тайне, пункту 7 Инструкции допуск граждан к государственной тайне предусматривает, в том числе:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля
1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

На основании пункта 8 Инструкции проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

 

5. Согласно пункту 4.1 Типового порядка кандидат представляет в конкурсную комиссию, в том числе:

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее – справка) по форме, утвержденной Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее – государственная услуга), утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации
от 07 ноября 2011 года № 1121 (далее – административный регламент);

информацию о наличии (отсутствии) обстоятельств, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Требование по предоставлению кандидатами справки, информации о наличии (отсутствии) обстоятельств, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласовано с прокуратурой Архангельской области и имеет под собой цель недопущение к конкурсу лиц, имеющих судимость, а также подвергнутых административному наказанию по основаниям, предусмотренным
статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные документы представляются в конкурсную комиссию в течение 21 календарного дня со дня опубликования решения представительного органа муниципального образования Архангельской области и подлежат проверке путем направлений запросов председателями представительных органов муниципальных образований Архангельской области от имени конкурсной комиссии (далее – запрос) в территориальные подразделения Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области (далее – УМВД России по Архангельской области).

Правительством Архангельской области было подготовлено и направлено в УМВД России по Архангельской области обращение об оказании содействия по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости как самим кандидатам, так и конкурсным комиссиям в возможно короткие сроки.

Согласно ответу УМВД России по Архангельской области от 05 ноября 2015 года № 18/18988 для предоставления государственной услуги кандидаты могут обратиться лично в информационный центр УМВД России по Архангельской области, либо в районное подразделение УМВД России по Архангельской области по месту жительства (пребывания), либо в многофункциональный центр, либо через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) с приложением копий всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность.

Статья 23 административного регламента предусматривает возможность предоставления государственной услуги путем обращения органов местного самоуправления муниципальных образований. При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» сведения о наличии (отсутствии) судимости по запросам могут быть предоставлены только при наличии согласия на обработку персональных данных кандидата.

По сообщению УМВД России по Архангельской области справки о наличии (отсутствии) судимости кандидатам, будут предоставляться в максимально короткие сроки (от трех до семи дней). Данное направление служебной деятельности взято под личный контроль руководства информационного центра УМВД России по Архангельской области.

6. На основании пункта 6.13 Типового порядка за три дня до рассмотрения вопроса об избрании главы муниципального образования на должность кандидаты (кандидат), представленные в представительный орган муниципального образования для назначения на должность главы муниципального образования, представляют в представительный орган муниципального образования:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения муниципальной должности главы муниципального образования, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения муниципальной должности главы муниципального образования (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения муниципальной должности главы муниципального образования, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения муниципальной должности главы муниципального образования (на отчетную дату);

в) сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей;

Указанные сведения предоставляются кандидатами, представленными конкурсной комиссией по итогам конкурсных процедур в представительный орган муниципального образования для назначения на должность главы муниципального образования.

Данное требование имеет антикоррупционную направленность и закреплено в том числе, в части 2 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», пункта 7 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 (применяется по аналогии).

Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ граждане, претендующие на замещение (занятие) должности главы муниципального образования при представлении в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера помимо сведений о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, указывают сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

 

7. По тексту Типового положения закреплено, что конкурсная комиссия вправе представить на рассмотрение представительному органу муниципального образования как одну, так и более одной кандидатуры (двух, трех и более) на замещение должности главы муниципального образования (пункты 3.15, 6.7, 6.8, 6.14, 6.17 Типового положения).

Согласно части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября
2003 года № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур
на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

При этом в абзаце семнадцатом части 1 статьи 2, пункте 1 части 2
статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ используется словосочетание «из числа кандидатов», что подразумевает как множественное, так и единственное число.

При применении органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области указанной формулировки сложился подход, согласно которому конкурсная комиссия вправе представить на рассмотрение представительному органу муниципального образования как одну, так и более одной кандидатуры (двух, трех и более) на замещение должности главы муниципального образования.

Возможность конкурсной комиссии представить на рассмотрение представительному органу муниципального образования одного кандидата на замещение должности главы муниципального образования подтверждена судебной практикой.

Так, апелляционным определением Красноярского краевого суда от 16 февраля 2015 года по делу № 33-1416/2015, А-65 прекращено производство по делу о признании недействительным решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности главы местной администрации о предоставлении в представительный орган местного самоуправления одного кандидата на замещение вакантной должности главы местной администрации, поскольку в заявлении, поданном прокурором от имени неопределенного круга лиц, оспаривается решение комиссии, которое не затрагивает права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц.

Окончательное решение по количеству кандидатур на замещение должности главы муниципального образования определяется конкурсной комиссией.

Первоначально в ходе рейтингового голосования конкурсная комиссия отбирает необходимое количество кандидатов на замещение должности главы муниципального образования, которые по уровню своего образования, стажа (опыта) службы (работы), знаниям и навыкам, способны осуществлять должностные обязанности главы муниципального образования. После этого конкурсная комиссия определяет, сколько кандидатов будет представлено в представительный орган муниципального образования для рассмотрения. При этом необходимо отметить, что ключевым фактором является не обеспечение рассмотрения кандидатур представительным органом муниципального образования на альтернативной основе, а представление кандидатур, способных реально осуществлять полномочия главы муниципального образования. Особенно данная ситуация характерна для небольших городских и сельских поселений, где документы для замещения должности главы муниципального образования может представить небольшое количество кандидатов.

 

IV. Методы и технология отбора кандидатур на должность главы муниципального образования

 

Согласно пункту 5.7 Типового порядка при проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, установленных перечнем методов оценки кандидатов.

В качестве методов оценки кандидатов применяются оценка представленных кандидатами программ, тестирование и собеседование.

На основании пункта 6.1 Типового порядка в процессе оценки кандидата членами конкурсной комиссии заполняются оценочные листы, включающие в себя списки кандидатов и перечень критериев оценки по форме согласно приложению № 4 к Типовому порядку. При этом члены конкурсной комиссии по предложенным критериям оценивают каждого из кандидатов по пятибалльной шкале, занося выставленные баллы в соответствующие графы оценочного листа.

Конкурсная комиссия самостоятельно определяет конкурсные процедуры, которые будут использованы при оценке кандидатов.

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

1) В целях проведения объективной и прозрачной оценки кандидата, а также в свете участия в отборе большого числа кандидатов используется тестирование.

Тест формируется и утверждается конкурсной комиссией и состоит из  перечня вопросов и несколько вариантов ответа на каждый вопрос, среди которых один или несколько ответов являются правильными.

Тест (вопросы и варианты ответов) формирует и утверждает конкурсная комиссия.

Основная цель тестирования – проверка кандидатов на знание законодательства Российской Федерации и Архангельской области, муниципальных нормативных правовых актов, в том числе устава муниципального образования.

2) Собеседование представляет собой устные ответы кандидатов на вопросы, задаваемые членами конкурсной комиссии. Основной целью отборочного собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в назначении на должность главы муниципального образования и способен ли он выполнять служебные обязанности.

3) Программа кандидата по развитию муниципального образования, представляет собой документ, в котором кандидат излагает свою оценку социально-экономического состояния муниципального образования, описывает основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования и комплекс предлагаемых мер по их решению.

4) Основная цель оценочного листа – сравнение кандидатов между собой. Оценочный лист является неким внутренним инструментарием для окончательного решения конкурсной комиссии по кандидатам и не является итоговым (конечным) основанием для голосования члена конкурсной комиссии.



[1] Необходимо использовать наименование муниципального образования, определенное областным законом и уставом муниципального образования. По тексту разъяснений используется понятие «муниципальное образование «N-ское».

[2] Необходимо использовать наименование представительного органа муниципального образования, определенное уставом муниципального образования. По тексту разъяснений используется понятие «Собрание депутатов муниципального образования
«N-ское» и сокращенное понятие «Собрание депутатов».

[3] Данное требование применяется в отношении муниципальных районов, городских округов Архангельской области